ЛИТЕРАТУРА

В ПОМОЩЬ !!! ССЫЛКА 👇









МЫ ИЗУЧАЕМ!!! ССЫЛКА 👇

Все о Лермонтове

Все о Гоголе

Все о Тургеневе

Все о Некрасове

Все о Грибоедове


РОДЫ И ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ – группы, на которые подразделяются все произведения по принципам восприятия читателем (слушателем) художественного мира произведения.

ЖАНР – сходные черты создания художественного мира в ряде произведений.

ЭПОС – один из литературных родов, в котором читатель воспринимает произведение как бы со стороны, имея возможность составлять собственное суждение о событиях и персонажах.

  • АВТОБИОГРАФИЯ – описание автором собственной жизни.
  • БАСНЯ – эпический жанр, в котором художественный мир, где живут и действуют животные и предметы, создан с помощью аллегории, носящего нравоучительный и воспитательный характер.
  • БЫЛИНА – жанр фольклора, эпическая песнь героического содержания, повествующая о подвигах русских богатырей и отражающая жизнь средневековой Руси.
  • ЛЕГЕНДА – жанр, в котором представлено мифологизированное повествование о реальном важном историческом событии или о деяниях исторической личности; характерной чертой является идеализация событий и героев.
  • ЛЕТОПИСЬ – памятник исторического повествования.
  • НОВЕЛЛА – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и оценка.
  • ОЧЕРК – эпический жанр, художественное повествование о реальных людях или событиях.
  • ПОВЕСТЬ – вид эпического произведения, раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. Автор дорожит достоверностью описанного и внушает читателю мысль о его реальности.
  • ПРИТЧА – рассказ иносказательного характера, содержащий моральное или религиозное поучение.
  • РАССКАЗ – небольшое произведение, написанное прозой, в основу которого положены один или несколько эпизодов из жизни героя. Под новеллой же подразумевается короткий рассказ с динамичным сюжетом и неожиданной концовкой.
  • РОМАН – большое эпическое произведение, в котором изображается жизнь человека в связи с жизнью общества: социально-психологический, семейно-бытовой, исторический, философский, детективный, приключенческий, сатирический.
  • СКАЗ – эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды, а также название особого повествования, имитирующего разговорную речь.
  • СКАЗАНИЕ – древнее повествовательное произведение о событиях исторического характера. В отличие от легенды в нем говорится о действительных событиях и реальных людях, хотя преобладает вымысел в их освещении.
  • СКАЗКА (литературная) – эпический жанр, формирующий на основе фантастической условности мифологический художественный мир для создания необычных ситуаций, в которых вынужден действовать герой. Философские, дидактические (воспитательные) и сатирические.
  • СКАЗКА (фольклорная) – фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.

Сказочные герои:

  • Змей похищает царевну  – вредитель.
  • Змей дарит герою ковер-самолет – даритель.
  • Змей оживляет убитого героя – помощник.
  • Змей претендует на руку царевны – соперник.
  • Змей – заклятый царевич, герой-жертва (или "конечная сказочная ценность" – жених).

Схема волшебной сказки:

  1. Существование запрета.
  2. Нарушение запрета героем.
  3. Последствие нарушения.
  4. Уход героя из дома, чтобы исправить последствия
  5. Поиск спасительной магии.
  6. Борьба добрых героев и злых.
  7. Обретение помощника.
  8. Спасение.
  9. Возвращение домой с наградой.

ЛИРИКА – род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя, эмоциональное восприятие действительности. Речевой формой является внутренний монолог. Видами являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.

ЛИРО-ЭПИКА – род литературы, в котором художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны (эпическое начало), но события и персонажи получают эмоциональную оценку повествователя (лирическое начало).

  • БАЛЛАДА – лиро-эпический жанр, в котором на основе повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях дается лирическая эмоциональная оценка персонажей. Включает в себя пейзажный зачин, пейзажную концовку и строится на введении открытого (явного) или скрытого (монолог) диалога. В народной поэзии существовали баллады: «страшные», исторические, семейно-бытовые, любовные, трагические, разбойничьи.
  • ДУМА – жанр лиро-эпической поэзии, близкий к балладе.
  • ПОЭМА – вид лироэпического произведения, где присутствует сюжетность, событийность и выражение автором своих чувств.
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ – фольклорный жанр, близкий народной балладе, в котором содержится лирическое описание и оценка какого- исторического события или личности.

ПЬЕСА – термин, обозначающий драматическое произведение без указания на жанр.

ДРАМА – 1. Род произведения, художественный мир которого предполагает остроконфликтные отношения человека и общества, сценическое воплощение в виде спектакля.

  • 2. Жанр драматургии; изображение личности в её драматических отношениях с обществом и тяжёлых переживаниях; но существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
  • КОМЕДИЯ – вид драмы, где действие и характеры ставят целью осмеяние безобразного в жизни; характеров, социальная, психологическая, бытовая, сатирическая.
  • ТРАГЕДИЯ – вид драмы. В основе неразрешимый конфликт, оканчивающийся гибелью героя. Главная цель в очищении души зрителя-читателя посредством сострадания герою, являющемуся игрушкой в руках Рока.

ФОЛЬКЛОР, ИЛИ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – совокупность произведений, созданных анонимными сказителями и бытующих в народной среде в устной передаче, во время которой происходит обработка и варьирование.

  • АФОРИЗМ – мысль, выраженная в краткой, отточенной форме и имеющая характер самостоятельного изречения.
  • ЗАГАДКА – фольклорный жанр, в котором предлагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.
  • ЗАГОВОР – фольклорный жанр, имеющий магическое значение и призванный с помощью сочетаний слов оказать воздействие на материальный мир (унять боль, уберечь от порчи и т. д.).
  • ЗАКЛИНАНИЕ – фольклорный жанр, магическая формула, призванная воздействовать на природу или человека; обычно сопровождается ритуальными (магическими) действиями.
  • МИФ – объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека с помощью художественной фантазии, восполняющей недостаточность научных знаний.
  • ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ – фольклорный жанр, песня, являющаяся частью магического ритуала (свадебные, похоронные, плачи и т. п.).
  • ПЛАЧ – фольклорный жанр, воплощение скорби по утраченному.
  • ПОГОВОРКА – образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена поучительного смысла.
  • ПОСЛОВИЦА – краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл
  • ПРЕДАНИЕ – устный рассказ о событиях и героях, опирающийся на действительные события.
  • ЧАСТУШКИ – фольклорный жанр, содержательно законченная стихотворная строфа юмористического или сатирического содержания.

АННОТАЦИЯ – краткое изложение книги, рукописи, статьи.

РЕЦЕНЗИЯ – отзыв на художественное произведение с целью его оценки.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ

  • КЛАССИЦИЗМ – направление XVII–XVIII вв., возникло во Франции и провозгласило возврат к античному искусству как образцу для подражания. Характерные черты – преобладание разума над чувствами; объект изображения – возвышенное в жизни человека. Требования: строгость стиля; изображение героя в судьбоносные моменты жизни; единство времени, действия и места.
  • РЕАЛИЗМ – метод, основанный на объективном изображении действительности, воспроизведенной и типизированной в соответствии с авторскими идеалами. Наличествует стремление к правдоподобию, к достоверности.
  • РОМАНТИЗМ – 1. Метод, основанный на представлениях автора, опирающийся на его воображение: гражданский, психологический, философский. Герой – личность исключительная, выдающаяся, обрисованная с большой экспрессией. Стиль – эмоциональный, насыщенный изобразительными и выразительными средствами. 2. Направление, возникшее на рубеже XVIII–XIX вв., когда идеалом провозглашалась свобода общества и свобода человека. Характерен интерес к прошлому, фольклору; жанры – элегия, баллада, поэма.
  • СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – направление второй половины XVIII-начала XIX в. Провозглашал в противовес рационализму просветителей культ естественных чувств в повседневной жизни. Жанрами являются эпистолярный, семейно-бытовой роман; исповедальная повесть, элегия, путевые заметки и т. п.

АНИМАЛИЗМ, анималистическое произведение – в котором правдиво показаны повадки и характерные черты животных и где животные оказываются главными героями.

ПСИХОЛОГИЗМ – способ изображения душевной жизни человека: воссоздание внутренней жизни персонажа, анализ личности героя. Может быть явным – открытым (воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его сознании) и неявным – скрытым, уведенным в «подтекст» (состояние раскрывается благодаря жестам, речи, мимики).

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – особый вид письма, иносказание, приёмы шифровки свободной мысли в условиях цензуры.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ – описание, возникающее в результате творчества и создающее на основе одного (или нескольких) видов условности художественный мир произведения.

  • ИДЕАЛ – авторское представление о том, каким должен быть человек и мир, его окружающий.
  • ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ – решение всех проблем или указание на возможный путь решения.
  • ИДЕЯ – главная мысль, в которой выражено авторское отношение к изображаемым событиям и явлениям.
  • КОНФЛИКТ – противоречие, противоборство людей, героев, взглядов, на основе которого построено развитие сюжета.
  • ПАФОС – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).
  • ПРОБЛЕМА – та сторона жизни, которая интересует писателя. Одна и та же темы может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика – перечень проблем, затронутых в произведении.
  • ТЕМА – то, о чем идет речь в произведении, проблема, поставленная и рассматриваемая автором, которая объединяет содержание в единое целое; типические явления и события жизни.

МОТИВ – повторяющаяся часть сюжета.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР – вымышленная реальность, существующая в пределах конкретного произведения по законам, заданным фантазией автора.

  • КОНТРАСТ – резко выраженная противоположность в чём-либо: черте характера, признаках предметов или явлений.
  • ОПИСАНИЕ – вид повествования, где изображается картина (портрет, пейзаж, интерьер).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – образ, возникающий в сознании читателя произведения в результате эмоционального отклика на эстетические чувства автора, запечатленные в произведении.

  • ОБРАЗ – картина человеческой жизни; явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Виды образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ. Образ-персонаж имеет ряд разновидностей: 1) Герой (персонаж, характер, тип). 2) Лирический герой. 3) Образ автора, выявляется в мировоззренческой позиции (точке зрения). 6) Образ-пейзаж. 7) Образ-интерьер – картина мира вещей, окружающих героя. 8) Образ-символ – образ предмета или явления, воплощающего определенную идею.
  • ГЕРОЙ – действующее лицо произведения.
  • ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – образ поэта, лирическое «я».
  • ПЕРСОНАЖ – обобщенное обозначение любого действующего лица.
  • ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – условный образ, от лица которого ведется рассказ.
  • ПРОТОТИП – первообраз, конкретная личность, послужившая отправным моментом для создания образа.
  • РАССКАЗЧИК – образ человека, от лица которого ведётся повествование.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА – использование возможностей языка для создания художественных образов, построения художественного мира произведения и эмоционального воздействия на читателя.

  • ДЕТАЛЬ – выразительная подробность.
  • ДИАЛОГ – способ повествования, когда приводится прямая речь персонажей, обменивающихся репликами, содержащими оценку и сущность того, о чем повествуется.
  • МОНОЛОГ – речь одного персонажа, обращённая к себе или к другим лицам и не зависящая от их реплик (в отличие от диалога).
  • ИРОНИЯ – приём, притворно утверждается противоположное тому, что на самом деле думает и хочет сказать автор (персонаж); выражение насмешки.
  • САТИРА – 1. Способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков общества и личности. Эта цель достигается путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсурда. Жанры – басня, комедия, сатирический роман, эпиграмма, памфлет и т. п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержащее обличение какого-нибудь лица или порока.
  • МОРАЛЬ – итог, нравственный вывод, часто совпадающий с авторским отношением к происходящему.
  • ПОЭТИКА – система средств и приемов, используемых писателем для создания художественного мира отдельного произведения и в его творчестве в целом.
  • РЕМАРКА – в драматическом произведении авторские пояснения, с помощью которых уточняются обстановка действия, психологические и портретные характеристики действующих лиц и т. п.
  • ЮМОР – веселая добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ УСЛОВНОСТЬ – черта искусства, противопоставляющая реально существующему миру мир, созданный воображением художника: может быть явной (фантастика) и скрытой, имитирующей действительность (жизнеподобие).

  • ЖИЗНЕПОДОБИЕ – один из видов условности, смысл которого в придании характерам и обстоятельствам произведения сходства с характерами и обстоятельствами реальной действительности.
  • ФАНТАСТИКА – один из видов условности: построение произведения или его части на основе вымысла.

КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СЮЖЕТ – то, что происходит в произведении; система событий и конфликтов. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»: 1) сюжет – главный конфликт произведения; фабула – ряд событий, в которых он выражается; 2) сюжет – художественный порядок событий; фабула – естественный порядок событий.

ФАБУЛА – термин, обозначающий повествование о событиях в литературном произведении, в отличие от сюжета, в основе которого сами события.

КОМПОЗИЦИЯ – расположение и соотнесённость частей, построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, идеей и жанром.

  • ЭПИГРАФ – короткий текст (часто цитата), помещаемый автором перед основным текстом, выражающий идею, настроение произведения.
  • ПРОЛОГ – элемент фабулы; рассказ о событиях, предваряющих основное действие.
  • ЭКСПОЗИЦИЯ – введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действий (может и в середине, и в конце произведения); знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами.
  • ЗАВЯЗКА - начало движения сюжета; событие, с которого начинается конфликт.
  • РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – событя, которые вытекают из завязки; конфликт обостряется, а противоречия проявляются яснее и острее.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ – момент наивысшего напряжения фабулы.
  • РАЗВЯЗКА – решение конфликта или указание на возможные пути.
  • ЭПИЛОГ – часть повествования после развязки, в которой сообщается о судьбе персонажей через некий промежуток времени после описываемых событий.

ЭПИЗОД – относительно самостоятельная единица текста, фрагмент произведения.

ИЗЛОЖЕНИЕ СЮЖЕТАв прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое – ретроспективами – и «экскурсами» в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫкомпозиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами».

АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ – внесюжетный фрагмент, служащий для высказывания мыслей и чувств автора. Автор неожиданного вторгается в текст, прерывая движение сюжета комментарием к поступкам героев и их оценкой, характеристикой общества, эпохи.

ЗАЧИН – начало в произведениях фольклора (например: «В некотором царстве, в некотором государстве...»).

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

ТРОП – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле.

  • АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета, явления.
  • ГИПЕРБОЛА – преувеличение каких-то качеств или признаков.
  • ГРОТЕСК – прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, соединения фантастического и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного.
  • МЕТАФОРА – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле. В основе сходство (или контраст) предметов или явлений. Виды – аллегория, символ, олицетворение.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевлённых предметов как живых, со способностью действовать, мыслить, чувствовать.
  • СРАВНЕНИЕ – изображение одного предмета или явления через сопоставление с другим. Создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.
  • ЭПИТЕТ – определение с художественной выразительностью, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиций автора.

ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ – форма речи, построенной с целью добиться наибольшей выразительности.

  • АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность.
  • АНАФОРА – повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
  • АНТИТЕЗА – одно явление, событие, персонаж противопоставляются другому.
  • АССОНАНС – повторение однородных гласных звуков, придающее тексту особую выразительность.
  • ГРАДАЦИЯ – приём, при котором внутри предложения однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
  • ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов.
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – средство, в котором в форме вопроса содержится утверждение; не требует ответа.
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – средство, в котором в форме восклицания содержится утверждение.
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – средство, в котором в форме обращения к неодушевлённым предметам, явлениям, понятиям и т.д. выражается различное отношение автора к тому, о чём говорится.

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СТИХИ – 1. Способ построения художественной речи, который отличается от прозы делением текста на строки определённой длины. 2. Небольшое по объёму стихотворное произведение (синоним: «стихотворение»). 3. Художественная литература, написанная стихами (синоним: «поэзия»).

СТИХОТВОРНАЯ ФОРМА – все особенности, отличающие стихи от прозы (деление текста на строки, метр, рифма, переносы, строфика и др.).

МЕТР – каждый из пяти вариантов расположения сильного и слабых мест внутри стопы.

РИФМА – полное или частичное совпадение звуков в конце стиха, начиная с последней ударной гласной.

  • ВНУТРЕННИЕ РИФМЫ – рифмы, расположенные в середине стиха.
  • ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма, образованная словами, в которых ударение падает на четвёртый или пятый от конца слог (тканевые – заманивaя).
  • ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма, образованная словами, в которых ударение падает на третий от конца слог (язвительной – мучительней).
  • ЖЕНСКАЯ РИФМА – рифма, образованная словами, в которых ударение падает на второй от конца слог (наука – скука).
  • КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА – порядок рифмовки в строфе, при котором первый стих рифмуется с последним, а остальные – друг с другом.
  • МУЖСКАЯ РИФМА – рифма, образованная словами, оканчивающимися на ударный слог (дом – сапогом).
  • ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА – порядок рифмовки, при котором рифмуются два соседних стиха.
  • ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА – порядок рифмовки, при котором стихи рифмуются через один: чётные – с чётными, нечётные – с нечётными.
  • СКВОЗНАЯ РИФМА – рифма, неоднократно повторяющаяся в стихотворении.

СТИХ – строка стихотворного текста.

СТИХОТВОРЕНИЕ – текст небольшого объёма, разбитый автором на стихи.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – вариант метра, который отличается от других количеством стоп в стихе.

  • ХОРЕЙ – двусложный метр, в котором первое место сильное (ударное), а второе – слабое (безударное). Схема стопы: – U.
  • ЯМБ – двусложный метр, в котором первое место слабое, а второе – сильное. Схема стопы: U –
  • ДАКТИЛЬ – трёхсложный метр, в котором сильным является первое место. Схема стопы: – U U.
  • АМФИБРАХИЙ – трёхсложный метр, в котором сильным является второе место. Схема стопы: U – U.
  • АНАПЕСТ – трёхсложный метр, в котором сильным является третье место. Схема стопы: U U – .
  • ВОЛЬНЫЙ РАЗМЕР – размер, в котором стихи одного стихотворения имеют разное количество стоп.

СТИХОТВОРНЫЙ РИТМ – предсказуемый повтор элементов в стихотворении, особенности чередования в стихах ударных и безударных слогов.

  • ПЕРЕНОС – перенесение части фразы (словесный перенос) или части слова (слоговой перенос) в начало следующего стиха.
  • ЦЕЗУРА – пауза в определённом месте стиха, повторяющаяся в большинстве стихов произведения.

СТОПА – группа из одного сильного и одного или двух слабых мест.

  • ПИРРИХИЙ  – двусложная стопа, состоящая из безударных слогов. Схема: UU.
  • СПОНДЕЙ – двусложная стопа, состоящая из ударных слогов. Схема: – –.

СТРОФА – повторяющаяся в стихотворном произведении группа из двух или более стихов определённого размера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий